Фармрынок ищет новую модель развития.

За 20 последних лет отношения россиян с лекарствами изменились разительно. В стране появились тысячи наименований прежде недоступных препаратов, в том числе и самых современных.

Пришли к нам практически все крупные мировые производители лекарств, их инвестиции в России уже превысили полтора миллиарда евро. Возникли и встали на ноги мощные дистрибьюторские компании, которых прежде вообще не было. Как грибы после дождя высыпали на улицы городов сотни аптек. Упала, отжалась, но потом снова начала вставать на ноги отечественная фарминдустрия. В общем, появился, затем переболел всеми детскими болезнями и сейчас вступил в подростковый возраст настоящий фармрынок.

О том, какие еще проблемы лекарственного обеспечения не решены и каковы перспективы на завтра, говорили на прошлой неделе эксперты, представители регуляторных органов, компаний и пациентских организаций на юбилейном ХХ Российском фармацевтическом форуме, который провел в Санкт-Петербурге Институт Адама Смита.

- Потребление лекарств на душу населения 20 лет назад составляло всего 7-8 долларов, а сегодня превышает 100, - напомнил участникам форума президент фармацевтической группы РОСТА Давид Паникашвили. - Затраты государства на лекарственное обеспечение выросли в три раза. За это время на 6 лет выросла и средняя продолжительность жизни, и не стоит забывать, что оба тренда между собой однозначно связаны. Но и этого пока недостаточно. Сейчас в России началась консолидация производства на основе стандартов GMP (надлежащей производственной практики. - Ред.). Можно сказать, что эти 20 лет мы только готовились, а сейчас индустрия будет развиваться на новой основе. И сейчас готовы не только обеспечивать современными препаратами свое население, но и экспортировать их.

- Важно, что правительство действительно строит диалог с нами и выделяет приоритеты, - поддержал его генеральный директор компании Pfizer в России Данил Блинов. - Это важное обоснование для наших инвестиций. Красота нашего рынка еще и в том, что мы можем использовать опыт других стран, избегая многих ошибок.

- Среди всех рынков развивающихся стран российский для нас стоит на первом месте, - заявил исполнительный вице-президент по развивающимся рынкам компании Dr Reddy s Мотупалли Венката Рамана. - Если в Бразилии или Китае вывод нового препарата на рынок занимает 6-7 лет, то здесь в три раза быстрее. Конкуренция для компаний, производящих дженерики, здесь также меньше. Регулируется примерно 50% рынка, а вторая половина - рынок свободный. Все эти факторы и делают Россию самой привлекательной страной.

- У нас в стране высококвалифицированная рабочая сила - и это еще одно преимущество, - дополнила генеральный директор компании Джонсон&Джонсон Наира Адамян. - Хотя в ближайшие годы нас ждет кризис в этой области, поэтому сейчас надо сфокусироваться на образовательных программах.
Так постепенно дискуссия с празднично-юбилейного тона перешла на аналитически-критический. Проблем и недостатков у нашего развивающегося рынка хоть отбавляй, поэтому порой разговор на пленарных заседаниях и секциях шел довольно жесткий и нелицеприятный. Главные противоречия сложились вокруг поправок к Федеральному закону "Об обращении лекарственных средств", которые готовились и обсуждались больше двух лет. Основными оппонентами выступали Ассоциация зарубежных фармацевтических производителей (AIPM) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Минздрав России оказался под огнем критики с обеих сторон по ряду проблем. Это и правила регистрации лекарственных средств, и тема взаимозаменяемости препаратов, особенно биологических, и защита интеллектуальной собственности в сфере фармацевтики, и многие другие спорные вопросы. Однако в результате был достигнут некий компромисс, который позволил каждой из сторон обвинять чиновников в уступках оппонентам.

- Я считаю, что никто ни под кого не "прогибался", а был достигнут консенсус, который работает на пациента, - заявила в интервью "РГБ" директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина. - Причем со стороны бизнеса имело место добровольное повышение своей ответственности перед потребителем. Поправки были окончательно согласованы, и в скором времени законопроект будет внесен в Госдуму.

Однако это не помешало спорящим сторонам еще раз обменяться остро критическими замечаниями.

- Мы - за конкуренцию на рынке в интересах потребителя, - заявил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. - Для этого за последнее время многое сделано, в том числе решение о госзакупках препаратов по международным непатентованным названиям. Но введена и возможность закупки по торговым наименованиям, если это считает необходимым врач. Уже сформирована комиссия, которая будет рассматривать предложения компаний для включения их препаратов в перечень лекарств по торговым наименованиям. Введено понятие "конфликт интересов" - члены комиссии будут обязаны заявить о нем, чтобы решение было объективным. Заседания комиссии будут открытыми и прозрачными - мы настояли на том, что они будут транслироваться, а протоколы заседаний будут обязательно публиковаться.

- Разрешение закупать препараты по торговым наименованиям - это крайне необходимая норма, - парировал исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. - Однако у некоторых членов комиссии уже сейчас очевиден конфликт интересов. По многим поправкам в закон у нас также своя принципиальная позиция, основанная на защите интересов российских граждан. Например, 6-летний срок защиты интеллектуальной собственности - эта норма записана в международных договорах, подписанных Россией, а поправки ее уменьшают, хотя международное законодательство имеет приоритет над национальным.

- Наша задача была - не уменьшить этот срок, а сделать так, чтобы он не был увеличен ни на один день, - не остался в долгу г-н Нижегородцев. - А прежняя формулировка позволяла растянуть его до 9 лет, не давая российским компаниям производить новые лекарства, но по более низким ценам.
Аудитория следила за этим диалогом с большим интересом, однако закончилась пикировка дружеским рукопожатием, поскольку оппонентам еще предстоит не раз скрещивать шпаги по разным сложным вопросам. Одной из таких тем были и перспективы всеобщего лекарственного страхования, которым на форуме также уделили большое внимание.

- Для введения этой системы нужна прежде всего политическая воля, - заявила ведущий научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья Елена Тельнова. - Но не менее важна и немалая подготовительная работа по определению объемов финансирования. Наши расчеты показывают, что потребуется не менее 630 млрд рублей в год - в среднем по 1456 рублей на человека - при условии участия в системе всех граждан без возможности монетизации.
Тем не менее многие участники форума говорили о том, что вложения в здравоохранение и, в частности, в лекарственное обеспечение - это инвестиции не только в здоровье населения, но и в развитие страны в целом, и в повышение ВВП.

- Эффект этих инвестиций будет локализован не в системе здравоохранения, а в экономике в целом, - сказала директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Так, лекарственная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний имеет ROI (коэффициент окупаемости инвестиций. - Ред.) 3,6. Сейчас главная проблема - выбор территорий для пилотных проектов по лекарственному возмещению. К сожалению, в тех, что изъявили готовность к их проведению, невозможно сформировать единые условия - у них разные структуры лечебных учреждений, разное их число, разные доли льготных категорий и доли дефицита средств в программах госгарантий медпомощи и т.д. Много также проблем с существующими моделями льготного лекарственного обеспечения. Прихдется решать эти частные вопросы, но необходимы также и серьезные институциональные решения, без которых невозможно изменить ситуацию в целом.