Доучивание и переучивание молодых специалистов — колоссальная нагрузка для фармотрасли.

До 29 декабря общественность обсуждает профессиональные стандарты для руководителей аптечных организаций, провизоров и фармацевтов.
Центр подготовки специалистов для фармотрасли в ТПУ: Эксперты надеются, что новый свод правил поможет решить кадровый вопрос, а заодно уменьшит разницу между амбициями молодых специалистов и их способностями.

В 2016 году выпускников фармвузов ждёт первая аккредитация, сообщают «Аргументы и факты».

Стандарт для специалиста в области управления фармацевтической деятельностью и контроля качества лекарственных средств (проще говоря, для руководителя аптеки) разработан «Аптечной гильдией» и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Как поясняет исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина, внесённые в мае 2015 года изменения в Трудовой кодекс сделали стандарты обязательными в тех сферах, где требования к квалификации сотрудников устанавливает закон.

Отечественная фармация профессиональных стандартов пока не знает. Их роль выполняет ряд приказов Минздрава, описывающих, каким должен быть фармспециалист. «Мы вложили в наш проект требования, которые диктует рынок труда», — говорит Неволина. С ней согласны и другие представители аптечного сектора. Содержание стандарта серьёзных нареканий не вызывает. «Долгожданный проект — результат совместной работы практического и научного профессионального сообщества, — с радостью отмечает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева. — Наша профессия очень нуждается в скорейшем принятии профессиональных стандартов. Они необходимы не только для аптеки, но и для всех этапов товаропроводящей цепи. И для контрольно-разрешительной системы».

Грамотно составленный стандарт сократит не только число ведомственных приказов, из которых специалисты по крупицам собирают свод требований к своей работе. «Инструкция для профессионала» может уменьшить и число документов о нарушениях, выявляемых проверяющими в аптеках. Причиной таких нарушений нередко бывают «пробелы» и неопределённости в законодательстве. «Сейчас Положение о лицензировании фармацевтической деятельности по отношению к руководителю организации закрепляет только требование о стаже работы и образовании. Стандарт же поможет чётко определить, что должен уметь и знать этот специалист, какие действия входят в круг его обязанностей, независимо от стажа работы», — разъясняет Елена Неволина.

«Те, кто хоть раз сталкивался с набором квалифицированных кадров на фармацевтическом рынке, знают, как сложно найти за адекватные деньги специалиста, который сразу будет готов взять на себя определённый функционал. Как правило, амбиции выпускников вузов контрастируют с их профессиональными навыками… Но главная проблема в том, что таких специалистов приходится дополнительно обучать, в том числе за счёт работодателя, — замечает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. — Получается парадоксальная ситуация. Государство тратит значительные средства на подготовку специалистов… которые таковыми не являются. Которым требуется ещё дополнительное образование».

По мнению эксперта, разрыв между способностями молодых фармацевтов и потребностями отрасли сформировался из-за отсутствия диалога между профессиональным сообществом и системой образования. Стандарты для специалистов, быть может, станут первым мостиком над этой пропастью. При условии, что им помогут составленные на их базе образовательные стандарты.

Если же обучение в вузах так и останется «вещью в себе», то и долгожданная «инструкция для профессии» рискует превратиться в формальность. Бумагу, которая вроде бы есть, но никого ни к чему не обязывает.

«В создании стандарта активно участвовали представители фармсообщества. Поэтому они должны принять участие и в контроле над его исполнением, — уверен директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.  — Стандарт будет живым, только если его отдадут в руки саморегулируемой профессиональной организации. В противном случае он разделит судьбу множества других документов, которые или попираются, или выполняются лишь формально».

«Формирование стандарта — это только начало диалога, который должен стать постоянным, — обращает внимание Николай Беспалов.  — Очень важно, чтобы представители отрасли могли оперативно вносить в стандарт изменения, исходя из потребностей отрасли на конкретный момент времени. Хочется надеяться, что профессиональный стандарт не забронзовеет».
«Стандарту для руководителей аптек редакционные правки необходимы уже сейчас, — подтверждает предположение аналитика Нелли Игнатьева.  — Например, в связи с тем, что с начала 2016 года вступит в силу новая классификация кодов ОКВЭД. Но это технические и решаемые задачи».

Остаётся надеяться, что необходимые правки успеют внести. И не только в стандарт для руководителя, но и в стандарты для провизоров и фармацевтов, которые будут апробированы на сегодняшних студентах последних курсов. Именно они в июне 2016 года получат путёвки в жизнь по новым правилам. Хоть и учились по старой программе.
Программы должны меняться
«Образовательным стандартам нужно постоянное обновление, — констатирует Нелли Игнатьева.  — Чем это объясняется? Требованиями времени. Меняется практическая потребность в объёме знаний по тем или иным дисциплинам. Поэтому нужны изменения в количестве часов для определённых предметов. Например, на “управление и экономику фармации (УЭФ)” следует выделить больше времени. Как и на курс психологии, знания по которой наиболее востребованы практикой.
Развитие так необходимого нам собственного производства лекарственных препаратов полного цикла требует внедрения узких специализаций в области производства. Первые шаги к этому уже сделаны».

Игнатьева убеждена: каждой узкой специализации на фармацевтическом рынке требуются отдельные профессиональные стандарты. Фармсообщество надеется, что они будут приняты в ускоренном порядке.
Несколько лет назад на фармфакультете одного из ведущих вузов страны провели исследование. Студентов 4 го и 5 го курсов попросили ответить на вопрос: «Где и кем вы хотите работать после диплома?» Результаты опроса показали: мало кто из обучающихся на провизора в своих мечтах видит себя в аптеке.

Те, кто всё же решил связать жизнь с аптечной организацией, представляют себя заведующими аптекой или её владельцами. Счастливыми обладателями собственного бизнеса. Никак не меньше. Реальные руководители аптек отмечают: молодые специалисты приходят, набираются опыта и… становятся медицинскими представителями в фармацевтических компаниях.
На основе профессиональных стандартов, которых с нетерпением ожидает фармация, будут созданы критерии аккредитации. В июне 2016 года эта процедура ожидает всех выпускников фармвузов. Если аккредитация будет успешна, вчерашние студенты получат квалификацию «провизор общей практики». И смогут начать работу в аптеке. Но… только на рядовых должностях.
Для продвижения по карьерной лестнице будет необходимо пройти обучение в ординатуре по специальностям: «управление и экономика фармации», «фармацевтическая технология» или «фармацевтическая химия и фармакогнозия». Переход на систему аккредитации должен завершиться до 2020 года.

Отрасль можно понять: доучивание и переучивание юных специалистов — колоссальная нагрузка. А разница между амбициями выпускников и их знаниями и умениями подчас приводит к катастрофическим последствиям. Но есть и другая сторона медали. Молодые провизоры могут задаться вопросом: зачем тратить пять лет на обучение в университете, если заработать на жизнь важная и сложная профессия вряд ли поможет? Главное, чтобы за достойными стандартами последовали и достойные зарплаты.
Екатерина Алтайская