Эксперты обсудили угрозы, которые могут стать новыми возможностями для фармрынка


На заседании Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ), которое прошло 30 октября, аналитики, маркетологи и юристы обсудили новые угрозы для отечественного фармрынка, которые могут компенсироваться новыми возможностями.


«В начале года мы надеялись, что рынок покажет рост 13%. Сейчас же, согласно прогнозу, рост составит 9% в рублях, поскольку по итогам девяти месяцев текущего года цифры достигли лишь 7,7% роста в рублях», - рассказал генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк. Составляя прогноз вначале 2014 года, аналитики основывались на том, что драйвером роста рынка станет перераспределение покупательской способности в сторону более дорогих препаратов, а не за счет роста курса доллара и евро. «Сейчас все происходит ровным счетом наоборот, - подчеркнул эксперт. - Львиная доля роста рынка в стоимостном выражении получается за счет курсовых перераспределений, потому что по логике у нас в России потребляется в три раза больше упаковок лекарственных препаратов, чем в Европе и в 4 раза меньше, если мерить в деньгах».


Коснувшись вопроса о перспективах продажи ЛП в торговых сетях, г-н Шуляк отметил, что увеличение точек продаж будет равносильно количеству аптечных учреждений в России. «Если сейчас по нашим расчетам аптечных точек 54 тыс. то появятся еще порядка 60 тыс. точек продаж ЛП в России. Издержки фармкомпаний только вырастут, а доходы нет», - уверен эксперт.


«При продвижении лекарственных препаратов компании уверены, что врач заинтересован в результате лечения, и если он убежден, что это лекарство лучше других, то именно его и будет использовать», - отметил руководитель образовательных программ Школы фармацевтического маркетинга Александр Осипов. Эта схема работает практически везде, но не всегда в России, потому что здесь медики в большинстве случаев не заинтересованы в результатах лечения, рассказал он. «Это касается как бюджетной системы здравоохранения, так и платных медцентров. Если врач не заинтересован - какой смысл убеждать его, что один препарат лучше другого? Он с вами безусловно согласится, но прописывать не будет», - уверен г-н Осипов. В качестве доказательства своего тезиса эксперт привел ТОП-10 препаратов по объему продаж на коммерческом рынке – данные DSM Group за 2012 год. «Думаю, в 2014 будет та же картина, в 2015 году она вряд ли изменится. Думаю не у всех ЛП из этой «десятки» есть доказательство терапевтической эффективности. Тем не менее, это бестселлеры». Врачи назначают их, некоторые препараты пациенты покупают сами. Ясно одно: без врачебной поддержки эти ЛП таковыми не стали бы», - поделился своим мнением г-н Осипов.


Причины низкой мотивации врача он видит в отсутствии адекватного вознаграждения за труд, ангажированности производителей ЛП и БАД. «Врач, который пытается заработать денег, старается назначить препарат, за который потом получит комиссию», - пояснил Александр Осипов. Еще одна из причин – инертность, «обычно медики используют ту базу знаний, которую приобрели в институте», считает он. Также эксперт обратил внимание присутствующих на проблему, о которой, по его словам, практически не говорят: высокий процент врачей-мигрантов. «Обычно считается, что мигранты работают только на овощных базах, на стройках, хотя в поликлиниках они тоже есть! Причем экономические механизмы там действуют такие же, как и на овощебазах», - заявил г-н Осипов.


Подробности читайте в «ФВ» №36 (871) от 11.11.2014




http://www.pharmvestnik.ru/