Производителям готовых лекарств создавать производство субстанций нерентабельно


По мнению генерального директора фармацевтической компании «ВЕРТЕКС» Георгия Побелянского, политика импортозамещения, лекарственной независимости России более чем актуальна и необходима.


«Если говорить об активизации поддержки отечественных фармпроизводителей, к которым относится и наша компания, причины понятны: еще президент в майских указах поставил задачу к 2018 году довести долю российских лекарств до 90% в сегменте ЖНВЛП. Одна из главных целей правительства и госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы» – доля российских лекарств на рынке должна составлять 50% к 2020 году. Поэтому мы поддерживаем любые меры протекции российских фармпроизводителей и, надо отдать должное, Минпромторг их оказывает. Другое дело, что в разных случаях уместны разные инструменты преференций», – говорит он.


В частности, Георгий Побелянский обращает внимание, что компании «ВЕРТЕКС», производителю готовых лекарственных форм полного цикла от разработки до упаковки продукции, не совсем понятна инициатива приоритетных преференций при госзакупках по глубине локализации производителям лекарств начиная с субстанций: «Нам и другим российским производителям ГЛФ это может создать определенные сложности, притом что больше половины нашего лекарственного ассортимента – жизненно необходимые препараты: порядка 80 позиций ЖНВЛП из около 150 позиций лекарств. А производство готовых лекарственных форм – также сложнейший процесс, учитывая различные требования к его организации, включая GMP».


По его мнению, существует некоторая путаница в понятиях, которую следует устранить.


Производство субстанций – это совершенно отдельное от выпуска готовых лекарственных форм производство со своим технологическим циклом, своими требованиями, в том числе и экологическими, своим рынком, отдельной лицензией, условиями. Рынок РФ для большинства субстанций не окупает размещение производства здесь. Для окупаемости требуются большие объемы, то есть рынки нескольких стран, а то и глобальные рынки. Поэтому в РФ синтез субстанций может быть организован точечно, для определенных молекул. Производителям готовых лекарственных форм создавать производство субстанций нецелесообразно, невозможно и нерентабельно.


«Не нужно путать с биопрепаратами, где и синтез вещества, и производство готового препарата совмещены в одном цикле, – поясняет Георгий Побелянский. – В этом случае, конечно, локализация субстанции происходит сама собой. В нашем случае субстанции – это химические соединения. Кроме того, надо понимать, что и химсырье, так называемые интермедиаты для синтеза субстанций, в РФ не производятся, поэтому это было бы все равно импортозависимое производство».


Глава «ВЕРТЕКС» отметил, что очень трудно представить, что предприятие займется производством субстанций для 150 позиций лекарств, ассортимент которых в портфеле компании постоянно увеличивается, так как это физически невозможно реализовать.


«Если в одном препарате могут быть компоненты из нескольких стран, тогда придется создавать другую компанию и строить завод, и не один. Это колоссальные инвестиции, которые в рамках рынка сбыта одной страны не окупаются, у нас же совсем другие компетенции. Производством субстанций должны заниматься компании, которые специализируются на их выпуске, вне зависимости от места расположения. Мировая индустрия стала глобальной, и замыкание на том, что все от исходных составляющих до готового изделия должно быть локализовано в рамках одной территории, немного утопично и нереализуемо», – подытожил он.


http://www.pharmvestnik.ru