Депутаты не планируют менять правила рекламы лекарств


В последнее время высказывается немало предложений по рекламе лекарственных препаратов, причем диаметрально противоположных: от введения жесткого запрета вообще на любые лекарства - до разрешения рекламировать даже рецептурные препараты во всех СМИ без ограничений.

Причем и у сторонников, и у противников этих решений есть свои заслуживающие внимания аргументы. Как ситуация обстоит сегодня, "РГ" рассказал председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.


Леонид Леонидович, есть ли сейчас законопроекты по этой тематике на рассмотрении в Госдуме или вашем комитете?


Леонид Левин: Сейчас законопроектов по этой тематике на рассмотрении в комитете нет. Единственный законопроект, касающийся рекламы, - это предложение по возврату запрета на рекламу вина и шампанского. Периодически представители профильного министерства публично высказывают предложения по расширению возможностей рекламы лекарственных препаратов, в том числе рецептурных, однако оформленных законодательных инициатив к нам пока не поступало.


Акцент: Пока нет весомых доказательств в пользу пересмотра норм рекламы лекарств в ту или иную сторону

Какие нормы закона о рекламе предлагается изменить или дополнить?


Леонид Левин: Есть две четко выраженные стороны дискуссии: отраслевые общественные организации СМИ и рекламы - с одной стороны и общественные организации по защите здоровья - с другой. Соответственно, они и высказывают диаметрально противоположные точки зрения. СМИ и рекламщики призывают все разрешить, чтобы не душить отрасль в условиях кризиса, а защитники здоровья, наоборот, призывают все запретить, чтобы защитить здоровье нации в и без того тяжелых экономических условиях.


А какую позицию занимает комитет? Разделяете ли вы инициативы по запрету рекламы лекарств и БАДов или их пересмотру в сторону ужесточения?


Леонид Левин: Мы считаем, что пока нет весомых доказательств в пользу пересмотра закона в ту или иную сторону. Правила рекламы тех же БАДов хорошо прописаны в законе, что позволяет надзорным органам четко отслеживать все нарушения. К тому же все предложения по пересмотру закона касаются частностей, не создают объемной картины влияния регулирования на общество, не дают обоснованных прогнозов изменений для всех участников процесса в перспективе. Это формирует противоречивое восприятие: для кого-то одни положения закона слишком жесткие, для кого-то слишком мягкие.


Как вы относитесь к предложению, напротив, разрешить рекламу рецептурных лекарств в неспециализированных изданиях?


Леонид Левин: Пока такая мера выглядит преждевременной. Даже в США, где существует очень строгий контроль продажи препаратов по рецептам, смертность от самолечения достигает ста тысяч человек в год. У нас, к сожалению, есть действенный контроль продаж только препаратов, которые имеют заметный наркотический эффект. Остальные препараты с точки зрения продажи отличаются от безрецептурных фактически только тем, что их нельзя рекламировать. Думаю, что многие из нас сталкивались с тем, что рецептурные препараты отпускаются в аптеках без требования предъявить рецепт. А по мере расширения Интернета в нашем быту, развития дистанционных продаж лекарств, с появлением интернет-аптек, в отношении которых система контрольных мер еще не отработана, эти возможности только расширяются. В результате повышается риск взрывного роста самолечения и опасной конкуренции между сильнодействующими средствами. Даже реклама обезболивающих имеет крайне опасные социальные последствия в виде поздней диагностики тяжелых заболеваний. Что говорить о рецептурных препаратах? Мы не можем взять на себя ответственность, пусть даже чисто моральную, за скачок смертей от аллергического шока или массовое развитие резистентности к антибиотикам. К этой теме целесообразно возвратиться, когда для фармацевтов станет реальной ответственность за продажу рецептурных лекарств без рецепта.


В Орловской области создадут единую фармацевтическую сеть

Известно, что многие СМИ, в первую очередь телевидение, опасаются существенного сокращения рекламных бюджетов в случае, если реклама лекарств попадет под запрет. Какова ваша позиция?


Леонид Левин: Реклама лекарств составляет заметную долю рекламного рынка. В существующих условиях она достаточно четко регламентирована и качественно администрируется. Поэтому мы считаем нецелесообразным дальнейшее ужесточение закона.


комментарии

Елена Карташева, генеральный директор компании Abbott в России:


- Мы считаем, что достоверная информация о поддержании здоровья, включая информацию о безрецептурных препаратах, должна быть доступной. Чем выше уровень знаний, тем увереннее чувствует себя человек и тем легче ему взять на себя ответственность за свое здоровье. Качественная и добросовестная реклама безрецептурных лекарств вносит свой вклад в формирование культуры ответственного самолечения, что отвечает интересам пациентов, в том числе их безопасности. Ответственное самолечение - важный элемент сознательного отношения к своему здоровью. Этот подход сегодня получает все более широкое распространение и отражает растущий интерес людей к своему здоровью. В случаях, когда доступ к медицинским услугам обеспечен неравномерно, например, в странах с такой большой территорией, как Россия, ответственное самолечение может играть ключевую роль в поддержании здоровья граждан.


Марина Велданова, старший вице-президент компании Ipsen по странам России и СНГ, член совета директоров AIPM:


Сложившиеся правила рекламы лекарственных средств, с моей точки зрения, являются наиболее эффективными и защищают интересы как пациентов, так и компаний-производителей. Формулировка закона исключает рекламу рецептурных лекарственных средств вне профессиональных мероприятий и СМИ, что позволяет обезопасить пациентов и предотвратить самостоятельное использование тех препаратов, которые должны применяться строго по назначению и под надзором врача. В то же время закон обеспечивает право компаний вести честную конкурентную борьбу, способствующую поддержанию чистоты и прозрачности рынка, так как потребители и врачи благодаря рекламе получают максимально полную и открытую информацию о безрецептурных препаратах. Она способствует информированному выбору потребителей, что, в свою очередь, благотворно влияет на взвешенное самостоятельное лечение в соответствии с инструкцией по применению. Запрет рекламы может повлечь за собой такие негативные последствия, как повышение нагрузки на врачей первичного звена из-за снижения уровня информированности населения и, как следствие, увеличение нагрузки на бюджет, а также неграмотное применение лекарственных препаратов с возможными побочными явлениями.


Дмитрий Щуров, директор отдела коммерческой эффективности и операционного развития компании Pfizer в России:


- Мировой опыт показывает: если производители и СМИ неукоснительно следуют требованиям законодательства, в частности, обеспечивают достоверность информации, отсутствие обещаний излечения, то реклама становится источником актуальной информации об имеющихся в наличии и одобренных к применению лекарственных средствах. Ограничение рекламы безрецептурных препаратов может ограничить доступ к достоверной информации, при этом может вырасти значимость Интернета и "сарафанного радио", что негативно повлияет на ситуацию с самолечением. Важным аспектом является саморегулирование отрасли. Компании-члены AIPM придерживаются высоких этических норм ведения бизнеса и выполняют требования Кодекса надлежащей практики, который включает в себя, в том числе, требования к содержанию рекламных материалов.


Ирина Успенская, глава дивизиона Консьюмер Хелс РФ и стран СНГ компании Bayer:


Калининградские фармацевты планируют завоевать международный рынок

- Одной из наиболее обсуждаемых во всем мире тенденций является концепция ответственного самолечения (ОСЛ), которая предполагает готовность пациента взять на себя ответственность, в том числе и за осознанный выбор и правильный прием препаратов в тех случаях, когда это возможно. В рамках концепции ОСЛ мы говорим о препаратах, которые в силу высокого профиля безопасности, доказанного в процессе государственной регистрации, могут применяться пациентами самостоятельно. Ограничения рекламы безрецептурных препаратов призваны снизить последствия неправильного приема пациентами лекарственных средств этой категории. Существующая нормативная база по рекламе безрецептурных препаратов полностью соответствует международной практике и обеспечивает достоверность информации, доносимой до потребителей. Реклама, наряду с консультациями врачей и фармацевтов, является источником информации о том, когда, при каких симптомах, какие лекарства можно принимать самостоятельно, а что требует консультации специалистов. Ограничения в этой сфере могут привести не только к неправильному выбору и приему лекарств, но и повысят нагрузку на систему здравоохранения. В связи с этим очевидна необходимость выработки принципов ответственного самолечения при участии экспертов здравоохранения, врачей и общества.


Мария Королева, медицинский директор компании "Сандоз" в России:


- В рекламе как таковой ничего плохого нет. Важно, чтобы она соответствовала требованиям законодательства, в частности, давала врачу или потребителю достоверную и сбалансированную информацию. В обеспечении выполнения требований российского законодательства важную роль играет Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM). В AIPM существует специальная процедура, согласно которой компания-член AIPM может написать жалобу в другую компанию, нарушающую правила рекламирования лекарственных препаратов. Если компаниям не удается уладить спор самостоятельно, жалобу может разобрать специальная комиссия. Благодаря этой практике многие рекламные материалы, не соответствовавшие требованиям законодательства, были изъяты из обращения.


http://rg.ru/