Установлен механизм финансового обеспечения ВМП


Механизм финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) устанавливается Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно этому, принятому Госдумой в третьем, окончательном чтении закону,механизм финансового обеспечения ВМП устанавливается с 2017 годас учётом возможности ФОМС напрямую финансировать федеральные медицинские организации за оказание такой помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС).

Закон принят во исполнение поручения Президента России от 8 декабря 2015 г. № Пр-2508 и протокола заседания Правительства РФ от 15 октября 2015 года. Законодательным актом предусматривается внести изменения в не только в федеральный закон об обязательном медицинском страховании, но и в законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством финансовое обеспечение ВМП осуществляется:

в федеральных медицинских организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых являются межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС);

в медицинских организациях субъектов РФ за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая субсидии из федерального бюджета (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС);

в федеральных и региональных медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, за счёт средств ОМС в соответствии с законодательством об ОМС (в части ВМП, входящей в базовую программу ОМС).

Обособленные целевые средства на обеспечение ВМП из бюджета ФОМС в соответствии с новым законом предоставляются:

федеральным государственным учреждениям в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, утверждённого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений (учредитель), на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого между ФОМС, учредителем и федеральным государственным учреждением. Форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и порядок его заключения утверждаются Минздравом России;

бюджетам территориальных фондов ОМС в виде субсидии на софинансирование расходов, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, для последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на указанные цели.

Порядок финансового обеспечения оказания ВМП, в том числе посредством предоставления субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС, утверждается Правительством России.

В соответствии с принятым законом предоставление бюджетам территориальных фондов ОМС субсидий на софинансирование расходов, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, будет осуществляться на основании соглашений, заключаемых между Минздравом России, ФОМС и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Всё это позволит установить прозрачный механизм прямого финансового обеспечения ВМП, оказываемой в федеральных государственных учреждениях, из бюджета ФОМС, а также сохранить софинансирование расходов субъектов РФ, возникающих при оказании ВМП.

Закон предусматривает утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка формирования перечня видов ВМП, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения ВМП. Это позволит определить процедуру пересмотра перечня видов ВМП, а также временные рамки включения тех или иных методов ВМП в базовую программу ОМС с учетом их растиражированности.

Законом предусматривается возможность участия негосударственных медицинских организаций в оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, с 1 января 2019 года.

В законе учтены положения об организации контроля качества оказания медицинскими организациями ВМП. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в отношении ВМП планируется осуществлять в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 88 - 90). То есть в рамках государственного и ведомственного контроля качества, проводимого Росздравнадзором и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений.

Принятие закона потребует внесения изменений в нормативные правовые акты РФ по вопросам формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений, финансового обеспечения выполнения ими государственного задания и планирования финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме того, потребуется внесение изменений в уставные документы всех федеральных государственных учреждений в части определения источников финансового обеспечения их деятельности.

Закон позволит обеспечить реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (подпрограмма 2 «Совершенствование оказания специализированной медицинской помощи»). Эта помощь включает высокотехнологичную медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, медицинскую эвакуацию» в части увеличения количества больных, которым оказана ВМП.

Закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ.

Реализация предлагаемых законом решений не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы России.


http://www.mgzt.ru/