Систему ОМС надо совершенствовать


Нужно ли что-то менять в системе обязательного медицинского страхования?

На прошедшем в Москве мультимедийном круглом столе спикеры обсудили одну из самых злободневных проблем отечественной медицины: «Обязательное медицинское страхование: нужно ли что-то менять?»

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель временной комиссии СФ по мониторингу экономического развития Сергей Калашников, который был инициатором дискуссии, на этот вопрос ответил утвердительно. «К сожалению, в России, пока гром не грянет, крестьянин не перекрестится. Сейчас грянул гром в экономике и здравоохранении» - заметил он в начале своего выступления. Конечно, проблемы в здравоохранении начались не в 2014 г., а гораздо раньше. Но сейчас доступность и качество отечественной медицинской помощи заставляет задуматься: а всё ли мы правильно делаем?

На сегодняшний день общее недовольство медициной в обществе нарастает из-за того, что гарантированный минимум медицинской помощи становится всё менее доступным. В организации здравоохранения потеряны ключевые принципы в той модели, которая существует сейчас, и к тому же просто не хватает денег. В регионах РФ недостаточно средств для выплаты взносов в ОМС.

Проблема существует с начала 90-х годов, когда был принят закон об ОМС. Однако, те положительные моменты, которые нёс на себе ФОМС тогда, перекрывали все недостатки. Те деньги, которые шли на медицину из Фонда до 2001 г., по сути, спасли здравоохранение при минимальном бюджете. Но когда в бюджете появились деньги, ситуация изменилась.

Модель медицины в СССР предполагала, что болезнь легче предупредить, чем лечить – по крайней мере, в деньгах разница очевидна. Вместо этого организаторами здравоохранения была выдвинута идея о том, что деньги должны следовать за пациентом. Но какой выбор лечебного учреждения может быть у человека, у которого только районная больница находится в 50 километрах? Конечно, он теоретически может приехать в Москву, но с одним полисом к хорошему врачу он не попадет.

Ориентируясь на медицинские услуги и пролеченные случаи, ФОМС полностью выкидывает из здравоохранения такие важнейшие направления, как превентивная медицина, паллиативная помощь, долечивание, реабилитация, профилактика. Частные страховые компании, которые являются посредниками между ФОМС и лечебным учреждением, получают 2% от перечисленных им денег и 10% процентов от сэкономленных средств – в основном, это штрафы. По самым минимальным подсчетам, в прошлом году это составило 60 млрд руб. Зато объем заполняемых на каждого больного документов увеличилсся за последние три года в восемь раз.

Заместитель директора Финансово-экономического департамента Минздрава РФ Пётр Кузьменко напомнил, что одной из основных целей развития отечественного здравоохранения – оказание гражданам качественной и бесплатной медицинской помощи. В последнее время выросла продолжительность жизни россиян, которая уже составляет 71,4 года. Снизилась смертность, в последние 3 года продолжается прирост населения. Этих положительных результатов, несмотря на экономические трудности, удалось добиться и за счет оптимизации оказания медицинской помощи, в том числе – и за счет ее финансирования.

Здравоохранение является крупнейшей отраслью бюджетной сферы, расходы на него выросли за последние 10 лет в три раза. Сейчас расходы на медицину составляют около 2,9 трлн. Руб. в год. При этом всё большую роль приобретают средства ФОМС – сейчас его бюджет составляет почти 1,7 трлн. руб. Оплата амбулаторной помощи переведена на подушевое финансирование, что ориентированно на конечный результат лечения. Таким образом, работа поликлинического звена зависит не только от количества больных, но и качества самой помощи. Но остаётся проблема финансирования лечения социально значимых заболеваний: туберкулёза, венерологии, психиатрии и наркомании.

Начальник управления организации ФФОМС Светлана Кравчук отметила, что до 2013 г. в 39 субъектах РФ имелся дефицит программ ОМС. Сейчас этого нет – ежегодно в субъекты добавляются средства на особенности реализации местных медицинских программ. С 2013 г. Фондом осуществляется базовая диспансеризация и профилактика всех категорий граждан. А с 2006 по 2012 гг. было осмотрено 28 млн чел. Что касается частных страховых компаний – здесь Кравчук стала оппонировать Калашникову, они получают всего 0,9 – 1 % от перечислений и никаких 50 млрд. руб. они не приобрели. Поэтому говорить, что система ОМС не эффективна – не очень корректно. ОМС не только спасло от краха систему здравоохранения, но и сегодня обеспечивает качественную медицинскую помощь населению.

Генеральный секретарь, член президиума Общества врачей России Эрик Праздников сообщил, что по мнению 180 тысяч врачей Общества, несмотря на критику, в нынешней экономическая ситуации существование ФФОМС необходимо. ОМС стало работать лучше, устраняются те проблемы, которые были у всех на слуху – прозрачность деятельности, распределение средств, неполноценность самой страховой модели. Система ОМС нуждается в совершенствование, но ее ликвидация может привести к коллапсу в отрасли.

Подытожил дискуссию заведующий отделам анализа и мониторинга деятельности медицинских организаций Минздрава Московской области Юрий Ларкин. Система ОМС нуждается во внесении поэтапных изменений, которые должны быть направлены на улучшение здравоохранения. Медицинские учреждения не должны искусственно наращивать количество пациентов, чтобы не потерять денежные средства. Есть экстренная, неотложная и платная медицинская помощь. Получилось, что экстренная и неотложная помощь, которую раньше оказывала «скорая помощь», сегодня переложена на плечи лечебных учреждений, у которых и так большой дефицит кадров. И этот вопрос тоже надо решать. Так же, как и повышение ответственности граждан за своё здоровье.


http://www.mgzt.ru/