Аптечные сети хотят законодательно ограничить количество аптек в стране


Говоря о возможных способах законодательной поддержки фармрынка, руководители аптечных сетей чаще всего (в 58% случаев) упоминали идею законодательного ограничения количества аптек в стране. На втором месте (42%) оказалось смягчение режима регулирования торговли препаратами из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП). При этом приоритетными задачами для большинства сетей остаются расширение присутствия в своих регионах и оптимизация работы с поставщиками и арендодателями, говорится в отчете о результатах исследования рынка, проведенного консалтинговой компанией KPMG при поддержке Vademecum.


67% крупных аптечных сетей выступили за расширение присутствия в существующих регионах, среди малых и средних игроков на рынке таких еще больше – 92%. При этом крупные сети также сфокусированы на оптимизации работы с поставщиками и арендодателями, оптимизации портфеля аптек и ассортиментной матрицы. Для средних и малых сетей актуальным является повышение качества сервиса, оптимизация ассортимента и повышение лояльности покупателей.


Результаты исследования также показали заинтересованность крупных аптечных сетей в прямых поставках от производителей, которые предоставляют значительные скидки и мотивационные выплаты компаниям, осуществляющим закупки лекарственных препаратов. Почти две трети респондентов ожидают таких поставок в 2016 году. Среди малых и средних игроков с производителями сотрудничают лишь 18%. Между тем 45% респондентов заявили, что в последнее время не сталкивались с ужесточением условий поставщиков по отсрочке платежей.


Почти все опрошенные респонденты планируют расширение бизнеса в 2016 году, при этом 48% участников исследования намерены развиваться через приобретение других аптек или аптечных сетей, 52% предпочитают развитие через органический рост. 89% крупных компаний заинтересованы в поглощении конкурентов, среди малых и средних сетей таких только 50%. 22% настроены на сохранение бренда поглощаемой компании при ее интеграции. Почти все опрошенные респонденты консервативно настроены по отношению к выходу на новые для себя региональные рынки – таких 78% среди крупных сетей и 89% среди средних и малых.


Что касается налоговых вопросов, ряд игроков аптечного бизнеса высказались в пользу дальнейшей либерализации норм налогового законодательства в отношении УСН и ЕНВД, льготные режимы которых применяют более половины респондентов.


Исследование также показало, что, несмотря на законодательный запрет дистанционных продаж лекарств, часть игроков уже имеет функциональные веб-сайты, где покупатель может выбрать товар, сделать заказ и получить его в аптеке. Некоторые игроки даже доставляют заказы напрямую потребителям, несмотря на риск санкций со стороны государственных органов.


Исследование сделано KPMG на основе рейтинга Vademecum «ТОП100 аптечных сетей за 2015 год».


www.vademec.ru