Полный комплект! Товарный запас аптеки


Полный комплект!


Одно дело закупиться на неделю в гипермаркете для семьи, другое – просчитать товарный запас аптеки так, чтобы и клиенты остались довольны, и выручка была. Как это делают коллеги? Наш собеседник: Ольга Пшеничная, директор по развитию бизнеса аптечных сетей «Медбиолайн» и «Живы-Здоровы»


Каждый руководитель стремится к максимальной оптимизации запасов. Как это делаете вы?

– Перед началом сезона (осеннего или весеннего), мы формируем матрицу, в которой создается отчет и собирается ассортимент, активно продающийся в этот период. Обычно делаем большие закупки, максимально затариваем аптеки на срок от 2 до 4 месяцев. При наступлении сезона глубина запаса ежедневных закупок составляет 10–20 дней в зависимости от ассортимента и товарной группы. По прохождении пика она уменьшается до 5–7 дней.


Можно ли полагаться на автоматизированную систему управления или нужен человеческий контроль?


– На сегодняшний день все наши аптеки стоят на автозаказе. То есть программа сама рассчитывает потребности и выдает количество ЛС. Но, безусловно, человеческий контроль нужен, особенно в крупных аптеках с большими оборотами – от 3 млн и выше.


Почему? Программа что-то не учитывает?


– Да, например, импульсные покупки. Продавался препарат по 1 упаковке в день, и вдруг пришел кто-то и попросил сразу 10. И программа, пересчитав, может заказать такое же большое количество. Поэтому нужна корректировка. Или же ассортимент, который идет только под индивидуальный заказ (ИЗП). Хотя в данный момент у нас программа выставлена таким образом, что если ИЗП повторяется с какой-то периодичностью, то этот товар автоматически включается в ассортиментную матрицу и будет присутствовать в наличии всегда. То есть если аптека небольшая, человеческий фактор минимален. Например, в нашей сети есть 2 такие организации, в которых успешно справляется одна заведующая.


Получается, что разница формирования товарной базы в одиночных и сетевых аптеках существенна?


– Да, ведь у сетевых есть финансовый ресурс, перед сезоном они могут закупить много товара и потом его централизованно хранить – на складах или в крупных аптеках. Ходовые позиции (противопростудные, жаропонижающие средства) мы заказываем в больших количествах и потом в течение 3–4 месяцев разбрасываем их по аптекам. В сезон поставщики, как правило, повышают цены на все, кроме ЖНВЛП, поэтому разумнее закупиться заранее. Что касается одиночных аптек, им это сделать сложно и финансово, и технически: помещения небольшие, затаривать их нет смысла.


Как, по вашему мнению, эффективнее выстраивать отношения с поставщиками?


– Нельзя зацикливаться на одном-двух. Они ведь могут поднимать цены, пользуясь тем, что работаешь только с ними, и уменьшать отсрочку. На сегодняшний день у нас порядка 5 основных и 5 небольших дистрибьюторов медикаментов. Все они делают поставки ежедневно, а то и 2 раза в день.


А увеличивать их количество не стоит?


– Это на усмотрение самой сети. Как нам кажется, иметь очень много поставщиков не стоит. Ведь они борются за долю в обороте, их задача – быть на первом месте и выбирать у аптечной сети долю 30–40%. Если она станет увеличивать число поставщиков, их доля в обороте будет размываться и крупным фармдистрибьюторам станет неинтересно работать с ней.


Что делаете с залежалым товаром?

– Увы, бывает, что в течение 3–6 месяцев продукция лежит без движения и не продается. А в другой аптеке этой же сети идет хорошо. В этом случае мы перекидываем ее в ту точку, где она пользуется спросом. А если продажи стоят везде, делаем максимальные скидки, уцениваем на 20, 40 и даже 70% от оптовой цены и успешно реализуем что нам нужно.


Возникает ведь и дефектура. Как не потерять клиентов, если товар отсутствует?


– Если какого-то ЛС нет в наличии, то покупатель сразу же на кассе его может заказать. Как правило, привозят продукцию уже на следующий день. Клиент получает смс-уведомление о доставке, приходит и оплачивает. Это один из способов не потерять покупателя – предложить ему заказать нужное средство (причем по более низкой цене, если речь идет об аптечной сети «Живы-Здоровы») вместо того, чтобы «отпускать» его в поиски по другим аптекам.


Грамотно выстроенное управление товарными запасами способствует сохранению и увеличению продаж, а также значительной экономии средств, что в наше сложное время, согласитесь, очень важно.


http://www.remedium.ru/