О факторах эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями


В статье приведен пример эффективного взаимодействия территориального органа федерального органа исполнительной власти с Общественным советом по защите прав пациентов, объединяющим представителей различных общественных организаций: пациентских организаций, профессиональных ассоциаций медицинских работников и т. п.; опубликованы результаты анкетирования сотрудников ТО Росздравнадзора и сотрудников лицензирующих органов Самарской, Саратовской областей, Республике Татарстан, соискателей лицензий по вопросу необходимости развития связи и отношений с общественными организациями.



В ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в числе основных принципов противодействия коррупции определены:


- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.


Указанное определяет актуальность изучения направлений сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества. В этой связи цель настоящего исследования -- определить некоторые факторы эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями.


Одним из важных направлений работы территориального органа Росздравнадзора является лицензирование медицинской деятельности. Поэтому представляло интерес проведение анкетирования субъектов лицензионных отношений по вопросу об установлении и развитии связей (отношений) лицензирующего органа с общественными организациями.


В анкетировании приняли участие 50 сотрудников территориальных органов Росздравнадзора и 50 сотрудников лицензирующих органов трех субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Самарская и Саратовская области), 50 соискателей лицензий на территории Самарской области (всего 150 респондентов).


Для статистической обработки результатов в работе использовали критерий («хи-квадрат») К. Пирсона, который рассчитывали по следующей формуле:


?2 = 1/n1n2? (n1p2 – n2p1)2 / (p1 + p2)


где n1 и n2 - объемы сравниваемых выборок, распределенные в вариационные ряды, p1 и p2 - частоты встречающихся признаков первого и второго рядов распределения. Нулевая гипотеза сводилась к тому, что сравниваемые выборки взяты из одной и той же генеральной совокупности и, следовательно, несовпадение между частотами p1 и p2 носит случайный характер. Нулевая гипотеза отвергалась, если ?2 -- рассчитанное (фактическое) значение критерия Пирсона было больше ?2 -- критического значения критерия Пирсона, которое устанавливалось по таблице критических значений ?2 -- критерия Пирсона при постоянно заданном уровне значимости (5%) и числе степеней свободы, определенном с учетом числа сравниваемых классов.


На вопрос о необходимости для лицензирующего органа установления и развития связей (отношений) с общественными организациями 14% соискателей лицензий, 20% сотрудников Росздравнадзора, 26% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ считают, что установление и развитие связей и отношений лицензирующего органа с общественными организациями безусловно необходимы (рис.); 80% соискателей лицензий, 56% сотрудников Росздравнадзора, 56% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ полагают, что необходимость должна обусловливаться конкретными целями и задачами; 6% соискателей лицензий, 12% сотрудников Росздравнадзора, 14% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ отмечают, что в установлении и развитии указанных связей нет никакой необходимости; 12% сотрудников Росздравнадзора и 4% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ затруднились ответить на данный вопрос.


При статистической обработке результатов анкетирования по этому вопросу проводили сравнение частот ответов соискателей лицензий с частотами, полученными при анкетировании сотрудников Росздравнадзора, сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ, а также статистически оценивали различия частот ответов сотрудников Росздравнадзора и сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ. Различие распределений частот ответов соискателей лицензий и сотрудников Росздравнадзора являются статистически значимыми, т. к. фактический критерий Пирсона (9,65) больше критического значения (7,81). Следовательно, нулевая гипотеза о принадлежности выборок к одной генеральной совокупности опровергается. Указанная статистическая значимость распределений частот ответов респондентов обусловлена существенным смещением распределения частот ответов сотрудников Росздравнадзора в сторону неопределенности – 12% опрошенных сотрудников Росздравнадзора затруднились ответить на данный вопрос.



При сравнении частот ответов соискателей лицензий с частотами ответов на указанный вопрос сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ не выявлено статистической значимости различий данных частот, поскольку фактический критерий Пирсона (7,52) меньше критического значения (7,81) – нулевая гипотеза о принадлежности выборок к одной генеральной совокупности сохраняется.


При сравнении частот ответов сотрудников Росздравнадзора и сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ установлено, что фактический критерий Пирсона (2,47) меньше критического значения (7,81), поэтому нулевая гипотеза о принадлежности выборок к одной генеральной совокупности сохраняется.


Следует подчеркнуть, что суммарный показатель, который можно считать позитивной оценкой необходимости для лицензирующего органа установления и развития связей и отношений с общественными организациями (безусловно необходимы + необходимость должна обусловливаться конкретными целями и задачами), у всех респондентов характеризуется достаточно большой величиной: у соискателей лицензий -- 94%, у сотрудников Росздравнадзора -- 76%, у сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ -- 82%. Это свидетельствует о том, что как соискатели лицензий, так и сотрудники лицензирующих органов на федеральном и территориальном уровнях в подавляющем большинстве признавали необходимость для лицензирующего органа установления и развития связей (отношений) с общественными организациями с явным преобладанием ответов о целевом характере установления и развития указанных связей (во всех трех группах характеристику «необходимость должна обуславливаться конкретными целями и задачами» выбирали более 50% респондентов; у соискателей лицензий можно говорить о квалифицированном большинстве респондентов, выбравших этот ответ – 80%). При этом характеристика «нет никакой необходимости» не превышала 14% (сотрудники лицензирующего органа субъекта РФ). На основании проведенного исследования можно заключить, что результаты анкетирования по данному вопросу свидетельствуют о глубоком понимании как соискателями лицензий, так сотрудниками лицензирующих органов на федеральном и региональном уровнях (Росздравнадзор, субъект РФ) необходимости для лицензирующего органа установления и развития связей и отношений с общественными организациями.


Формы сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями могут быть разнообразными. В настоящем исследовании акцент сделан на деятельности регионального отделения Общественного совета по защите прав пациентов (далее -- Совет) при Территориальном органе Росздравнадзора по Самарской области.


Согласно п. 1.6 Положения об Общественном совете (далее -- Положение) по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (в ред. приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 20.08.2010 №8491-Пр/10) Совет осуществляет свою работу на основе взаимной заинтересованности представителей институтов гражданского общества, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации в решении проблем реализации прав граждан на охрану здоровья в Российской Федерации.


В соответствии с п. 2.1 Положения основными целями деятельности Совета являются: привлечение общественности и экспертов к созданию механизмов повышения безопасности, качества и доступности медицинской и социальной помощи населению Российской Федерации, развитие принципов открытости, законности и профессионализма в медицинской и социальной сфере.


В соответствии с приведенными выше нормами в состав Совета входят: президент (председатель Совета) и вице-президент Самарской областной ассоциации врачей, председатель Самарской РОО «Сила жизни», уполномоченный общественный эксперт Общероссийской организации инвалидов больных рассеянным склерозом по Самарской области, руководитель Самарского отделения Всероссийского общества гемофилии, член областного Совета ассоциации ветеранов медицинских работников.

Столь широкое представительство в составе Совета общероссийских и региональных общественных организаций позволяет установить эффективное сотрудничество Территориального органа Росздравнадзора с институтами гражданского общества.


Реализация принципа публичности и открытости деятельности Совета обеспечивается публикацией всех материалов, отражающих его работу, на сайте Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области. В качестве примера, отражающего работу Совета, ниже приводится полный текст одного из его заседаний.


Таким образом, важными факторами эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями являются:


- широкое представительство в составе Совета общероссийских и региональных общественных организаций;

- реализация принципа публичности и открытости деятельности Совета, которая обеспечивается публикацией всех материалов, отражающих его работу, на сайте территориального органа Росздравнадзора, включая полные тексты заседаний Совета.


http://www.remedium.ru/