Аптеки спецназначения. Препараты для лечения сложных или редких нозологий, как правило, не входят в стандартный аптечный ассортимент.


Препараты для лечения сложных или редких нозологий, как правило, не входят в стандартный аптечный ассортимент. Тем не мене, спрос на них достаточно велик. Доступность таких препаратов обеспечивают специализированные аптеки. В чем заключается особенность их работы и почему им выгодно профессиональное объединение, рассказывает Лариса Валентиновна Желткова, генеральный директор ООО «АСА» – одного из учредителей Ассоциации «Альянс Специализированных Аптек».


- Лариса Валентиновна, что послужило причиной создания АСА?


- Наша команда начинала работу с дистрибьюторской деятельности и нескольких аптек госпитального профиля. В процессе стало понятно, что данная ниша, к сожалению, практически отсутствует. Страдает от этого в первую очередь пациент, а аптекам не хватает компетенции для работы со специализированным ассортиментом.


Возникла необходимость создания профессионального аптечного объединения, цель которого – сформировать культуру покупки лекарственных препаратов по сложным нозологиям. Так появилась Ассоциация «Альянс специализированных аптек». Наши аптеки отличаются от обычных по компетенциям специалистов, ассортименту и отношению к пациенту. В идеале 80% оборота – госпитальные ЛС. Однако ассортимент, включающий в себя также ОТС-препараты, БАДы, средства ухода и гигиены, формируется из соображений полного удовлетворения потребностей и улучшения качества жизни пациентов со сложными заболеваниями.


- Каковы основные медицинские направления вашей деятельности?


- Большинство тяжелых нозологий: онкология, гематология, гепатология и т.д. Проще сказать, с чем мы пока не работаем. Например, с очень редкими заболеваниями. Не занимаемся препаратами для лечения ВИЧ и СПИД, потому что там справляется государство. Все предложения рождаются из потребностей врачебного сообщества и пациентов.

Кроме лекарственных средств, мы работаем с предметами для медицинского ухода и реабилитации тяжелых пациентов. Отслеживаем мировые новинки в этой области, стараемся делать их доступными для покупателей. Сейчас появилось много различных разработок, которые помогают снизить или вообще нивелировать последствия тяжелого лечения, улучшить качество жизни при том или ином заболевании.

- Кто ваши покупатели? Ведь речь идет о продаже в первую очередь госпитальных препаратов?


- Не секрет, что государство, обеспечивая население теми или иными ЛС, как правило, делает выбор в пользу отечественных. Так происходит во всем мире. Но доктор имеет право рекомендовать, а больной – выбирать. Кому-то не подходит препарат, положенный по льготе, например, по причине индивидуальной непереносимости, поэтому он приобретает за собственные деньги другой. Оформление квоты на лечение требует порой слишком много времени. Люди живут не по месту регистрации, что опять же затрудняет получение дорогостоящих специализированных ЛС по квоте. Кто-то предпочитает лечиться анонимно… При этом мы сами никогда не советуем пациентам других лекарств и не изменяем назначение врачей, а следуем протоколу. Если речь идет о гепатите, у нас в ассортименте может быть все – от инновационного препарата до, скажем так, хорошо проверенного временем.


- Какие требования предъявляются к членам Ассоциации?


- В аптеке, подавшей заявку на вступление, Ассоциация проводит аудит на соответствие требованиям фармпорядка, оценивается компетентность персонала. Далее внедряются стандарты работы специализированной аптеки. Например, у нас жесткие требования к выбору дистрибьюторов: закупки только у официальных представителей с проверенной репутацией. Сейчас Ассоциация получает статус СРО и будет нести ответственность, в том числе и имущественную, перед пациентами за то, что продается в наших аптеках.


- Расскажите про ваше взаимодействие с производителями…


- Сотрудничество с ними очень важно для нас не только в плане информирования об инновационных препаратах. Мы организуем с производителями различные акции и образовательные программы для сотрудников аптек Ассоциации, причем работаем не с одной-двумя точками продаж, а сразу с целым пулом аптек.

- Им необходимы какие-то особые знания и навыки?


- Требуется быть провизором в прямом смысле этого слова. Задача наших сотрудников – не просто продать препарат и пробить кассовый чек. Им приходится читать протоколы лечения и понимать специфику терапии: как принимать, что принимать, что лучше, что хуже. Периодически возникает необходимость уточнить что-то у пациента, а иногда и связаться с его доктором. Это уже совершено другой уровень знаний, работы и психологической подготовки.


- Как осуществляется контроль за членами Ассоциации, за соблюдением стандартов и правил?


- Во-первых, ежегодные аудиты. Во-вторых, мы постоянно отслеживаем все новостные каналы, информацию Росздравнадзора о выбраковках и т.д. Пока проблем не возникало, но, если они появятся, будем выяснять, что и почему. Другого пути пока нет. Также практически во всех городах, где есть наши аптеки, работают сотрудники Ассоциации, с которыми мы постоянно на связи.


- Насколько выгодно заниматься госпитальными препаратами сейчас? Ведь они в основном попадают под перечень ЖНВЛП, который, как известно, не приносит аптекам прибыль.


- Да, примерно 80% наших препаратов из этого списка. Но у нас специфический ассортимент, и средняя стоимость ЛС составляет от пяти тысяч до миллиона рублей. В этом случае даже минимальная наценка не является для аптеки убыточной. К тому же мы стараемся сокращать логистические затраты, открываем свои склады в регионах. В планах – организация единого распределительного центра для всех членов Ассоциации. Так что специализированные аптеки можно обоснованно считать рентабельными.



www.remedium.ru