В России выросли затраты на льготное лекобеспечение


По данным аудита льготного лекарственного обеспечения фармацевтического рынка России (ОНЛС/ВЗН), проводимого DSM Group, за 9 месяцев 2016 года по программе ЛЛО было закуплено лекарств на 89,5 млрд. рублей, что на 5,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Однако объём закупок в упаковках снизился на 6,2%, и в итоге за 2016 год было приобретено только 50,7 млн. упаковок препаратов, что на 3,4 млн. упаковок меньше, чем за первые 9 месяцев 2015 года.


ВЗН: в 2016 году осуществляются дополнительные поставки в регионы препаратов, которые закупаются по программе «7 Нозологий», что в значительной мере повлияло на увеличение объёмов в стоимостном выражении. В 1 квартале 2016 году объём закупок препаратов из списка ВЗН составил 27,0 млрд. руб., во 2 квартале государство осуществило дополнительные закупки на сумму 15,2 млрд. руб., а в третьем на 5,3 млрд. руб. Совокупно было закуплено лекарств, относящихся к списку ВЗН, на сумму 47,6 млрд. руб, что на 6,3% больше, чем за 9 месяцев 2015 года. В натуральном выражении объём не изменился и составил 3,3 млн. упаковок.


«В 2015 году список МНН, закупаемых по подпрограмме «7 Нозологий» расширился на 5 МНН, в 2016 году было добавлено еще одно МНН. Именно по этим препаратам наблюдается увеличение объёма закупок по сравнению с тем, какие объёмы закупались, когда эти же препараты входили в подпрограмму ОНЛС. Так, если за первые 9 месяцев 2015 год сумма закупок МНН «Леналидомид» составила 3,4 млр. руб., то за этот же период 2016 года – 7,8 млрд. руб, что позволило ему выйти на первое место по стоимостному объёму в программе ВЗН», — говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.


В программе ВЗН на сегодняшний момент представлены препараты 39 компаний, которые реализуют 68 брендов. ТОП-10 брендов по объёму в программе «7 нозологий» занимают около 60%.


В рейтинге производителей по программе ВЗН лидирует швейцарская компания CELGENE, которая опередила отечественного производителя «Ф-Синтез». Помимо него в ТОП-10 входят еще две российских компании.


«За 2016 год произошло значительное увеличение присутствия отечественных компаний в рейтинге ВЗН, также выросла и доля российских компаний в целом в программе ЛЛО. В январе-сентябре 2016 года доля отечественных препаратов в натуральном выражении составила 49,2% против 45,5% за первые 9 месяцев 2016 года. Однако из-за более высокой цены, в стоимостном выражении зарубежные компании значительно опережают российские по объему продаж (71,9% и 28,1% соответственно)», — отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Более существенная динамика увеличения доли отечественных препаратов в натуральном выражении наблюдается по подпрограмме «7 нозологий» — с 17,5% до 22,8%. Такой рост обеспечен переключением в закупках МНН «Глатирамера Ацетат» с импортного препарата КОПАКСОН-ТЕВА на препарат АКСОГЛАТИРАН ФС («Ф-Синтез»).

По подпрограмме ОНЛС доля отечественных препаратов выросла как в стоимостном выражении (с 16,1% до 20,3%), так и в натуральном (с 38,9% до 41,3%).


ОНЛС: объем закупок по ОНЛС в первые 9 месяцев 2016 года составил 41,6 млрд. руб., что на 1,6 млрд. руб. больше, чем в аналогичном периоде 2015 г. В натуральном выражении наблюдается сокращение – -6,8%, в результате в аптеки для льготных категорий граждан завезено 37,2 млн. упаковок лекарств.


В рейтинге по стоимостному объему лидируют импортные препараты. Суммарно доля ТОП-10 брендов составляет 27%.


В рейтинге производителей по программе представлены в основном иностранные компании. Исключение составляет компания, занявшая 8 строчку, — «Биокад». Рост объёмов закупок данного производителя в подпрограмме ОНЛС обеспечен переключением на препараты отечественного производства в таких МНН, как «Трастузумаб» и «Бевацизумаб».


Высокий прирост закупок показали препараты компании JOHNSON & JOHNSON. Данное увеличение обеспечено включением в список таких препаратов как «Имбрувика» (МНН «Ибрутиниб»), «Совриад» (МНН «Симепревир»), а также приростом на 147% в стоимостном объеме закупок лидера у данного производителя оригинального препарата «Мимпара» (МНН «Цинакальцет»).


www.remedium.ru/