Сенаторы предлагают запретить рекламу лекарств на телевидении.


Сенаторы Игорь Каграманян, Валерий Рязанский и Сергей Лисовский внесли в Госдуму законопроект «"О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе"», в соответствии с которым предлагается запретить рекламу лекарственных препаратов в телепрограммах и телепередачах.


Действующим законодательством установлены ограничения рекламы рецептурных лекарственных препаратов, а также препаратов, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества. Такая реклама может распространяться только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для мед- и фармработников специализированных печатных изданиях.


Сенаторы считают, что эти частичные запреты не могут быть признаны достаточными. В частности, разрешенная реклама рецептурных препаратов на медицинских выставках и других подобных профессиональных мероприятиях доступна всем желающим, и может транслироваться в телепередачах и телепрограммах, данный запрет может быть обойден трансляцией «иных подобных мероприятий» в форме, которая может заинтересовать массового зрителя.


«Рекламодатель лекарственных средств, распространяющий соответствующую рекламу в телепередачах и телепрограммах побуждает зрителей указанных программ и телепередач - потребителей лекарственных средств к приобретению рекламируемых лекарственных средств, подменяя собой медицинского работника, чем стимулирует самолечение, предлагая потребителю «простые» средства от повышения давления, от высокого уровня холестерина, от ожирения и т.п. Иностранные фармацевтические компании могут быть прямо заинтересованы в расширении рекламных бюджетов вне зависимости от пользы для пациентов, поскольку налоговое законодательство позволяет вычитать расходы на рекламу из налогооблагаемой базы. Кроме того, реклама, адресованная персонально неопределенному кругу зрителей телепередач и телепрограмм не позволяет учесть индивидуальные особенности здоровья, наличие показаний и противопоказаний к применению конкретным потребителем того или иного лекарственного препарата, подлежащего отпуску по рецепту. Подобная реклама создает условия для несогласия пациентов следовать рецептурным назначениям медицинских работников, что в свою очередь ведет к правонарушениям (статьи 14.4.2 КоАП) со стороны аптечных организаций, в виде отпуска соответствующих лекарственных препаратов без рецепта по сформированному на основе рекламы в телепередачах и телепрограммах желанию потребителя, что создает риск для жизни и здоровья потребителей лекарств, в виде аллергических реакций, привыкания, неучтенного побочного действия и иных негативных следствий применения лекарственных препаратов без назначения медицинского работника. В связи с изложенным, рекламу лекарственных препаратов в телепрограммах и телепередачах предлагается запретить», – указано в пояснительной записке.


Автор: «Фармацевтический вестник»